Аўдыётэка → Аўдыё выданне:
Традиционное искусство Поозерья. Вечериночная музыка
Вокладка
Апісанне
В Городокском районе Витебской области Белоруссии живут замечательные музыканты, владеющие искусством виртуозной игры на гармонике-хромке. Такая прочная традиция народного исполнительского мастерства на фоне жестоко разрушаемой десятилетиями крестьянской культуры — редкость в наше время. А ведь прежде в каждой деревне Северной Белоруссии жили свои музыканты — скрипачи, цимбалисты, дудари, балалаечники, гармонисты...
Северобелорусские музыканты — представители народного профессионализма, непременные участники традиционных обрядов и праздников. Являясь одними из центральных фигур на деревенской свадьбе, музыканты вели обряд, свободно ориентировались в его процессе, знали, когда, что, кому и как играть, тонко чувствовали характеры людей, их отношения, настроения, создавали необходимую для того или иного момента действа ритуальную звуковую экспрессию.
На свадьбу приглашались лучшие исполнители, и отношение к ним со стороны окружающих было необычайно уважительное. Музыканты ценились, их одаривали на свадьбе хозяева и гости деньгами, специальными ритуальными предметами — полотенцами, поясами. Многие из мастеров существовали исключительно на средства, заработанные музыкальным исполнительством.
Традиция в целом характеризуется острой профессиональной конкуренцией между инструменталистами. Будучи глубокими, сильными, цельными натурами, музыканты ревностно относятся друг к другу, К чужой традиции, школе, манере исполнения. Тем не менее, встречаясь между собой на свадьбах, гуляниях, инструменталисты вступают в творческие контакты, а иногда и заимствуют у своих коллег нравящиеся интересные интонационные обороты, исполнительские приемы.
Гармонисты предпочитают звучание инструментов кустарного производства. Музыканты, записанные на пластинке, играют на заказных гармошках. До наших дней сохранили, крайне редкие уже, мастерские музыкальных инструментов.
Очень часто музыканты начинали свой творческий путь с одного инструмента, а затем переходили на другой. Николай Данилов, например, поначалу играл на губной гармонике, а Иван Ивлев — на балалайке. Многие принципы игры, усвоенные на этих инструментах, музыканты впоследствии перенесли на гармошки. Подобные переносы были для традиции нередки, типичны, так как многие исполнители играли не на одном, а на двух или нескольких инструментах.
Гармонисты Иван и Владимир Ивлевы (отец с сыном) представляют семейную музыкальную традицию — весьма старинную форму передачи народного искусства от старшего поколения к младшему. На пластинке семейный ансамбль Ивлевых записан в комбинациях: две гармошки, балалайка с гармошкой.
Иван Иванович Ивлев (из деревни Бычиха) — известный в округе свадебный музыкант, отдающий предпочтение игре виртуозной, экспрессивной. Иван Иванович разъясняет; «Лихость нужна, вяло не будешь играть»; «Особенно люблю быструю игру. Польку легче быстрей играть»; «Барыня играется жестко, отчетливо, тогда и нога свищет». Музыкант с постоянной тщательностью следит за состоянием своего исполнительского аппарата, совершенствует аппликатурные приемы, играет в медленном темпе отрывки наигрышей, разучивает новые, пришедшие в голову мелодические обороты. Иван Иванович беспрестанно сочиняет, в том числе и без инструмента, небольшие музыкальные построения.
Музыкант комментирует: «Играть одно и то же приестся, так надо же придумать что-нибудь!» По мнению Ивана Ивановича, хороший исполнитель должен максимально использовать фактурные возможности инструмента и собственную техническую ловкость: «Надо, чтобы гармонь вся говорила, занимать все голоса и все баса. Надо занять всю гармошку»; «Можно играть на середке, но, как ты не хоти, — однотонно будет»; «Надо, чтобы переборы были хорошие, и чтобы жменькой (кистью — А. Р.) мог играть — всеми четырьмя пальцами. Вот ежели ты так набьешь руку, то можешь хорошо играть. Я могу играть очень быстро и выигрывать чисто. Это — уже рука натренированная».
Николай Иванович Данилов (из деревни Меховое) — народный профессионал, получающий постоянные приглашения на деревенские свадьбы. Это тонкий, глубоко чувствующий музыкант, великолепный, азартный импровизатор, знаток народной теории музыки. Вот несколько суждений Николая Ивановича об эстетике музицирования: «Закругление — это инстинкт игры. Надо, чтобы человек сглаживал все негодные толчки своей игрой. Я стараюсь играть так, чтобы одно за другое заходило, сглаживало толчки все лишние, чтобы был плавный переход»; «Я люблю мех плавно растягивать»; «Надо, чтобы рука выговаривала то, что ты думаешь». Николай Иванович с неподдельной нежностью относится к своему инструменту: «Гармошка моя очень веселая, у нее красивый тон. И отзывается она, как дотыку нет, и кричит, как резаный поросенок. У моей гармошки строй приятный, душевный. Грустной она никогда не бывает. Девки под нее петь любили»; «Баян нем против гармошки».
Действительно, у инструмента Николая Ивановича необычное звучание, вызываемое особой (на октав у выше обычного) настройкой аккордов левой клавиатуры. При такой настройке аккорды регистрово соответствуют мелодической линии правой клавиатуры. Нередко создается впечатление игры без басов, образуются тембровые «провалы», своеобразные акустические «воздушные ямы». Гармошка звучит красочно, прозрачно, нежно, а порой — резко, даже «ядовито» (И. Ивлев). Исполнитель в состоянии дать ноский звук, послать его на большое расстояние.
Своего рода «визитная карточка» музыканта «Страдания» играются Николаем Даниловым в архаичной манере. Он так и называет их: «Старинные страдания», подчеркивая тем самым, что заимствовал этот наигрыш у стародавнего музыканта, игравшего на гармошке немецкого строя. Однако Николай Иванович превращает «Страдания» в сюиту, оканчивая ее другим, современным, вариантом наигрыша. «Моим «Страданиям» нет начала и конца, — говорит музыкант. — В любой момент можно начать петь. Это — бесконечные «Страдания». Я их сам сочинил».
Иногда во время игры Николая Ивановича слышится вдруг легкое подстанывание. Этот своеобразный прием, достаточно типичный для народных инструменталистов, Николаю Данилову необходим, как средство глубокого, эмоционального проникновения в звук, образно-интонационный смысл исполняемого.
На пластинке записаны танцевальные наигрыши, которые могли звучать на деревенских молодежные собраниях — вечеринках, посиделках. Вечеринка (по-старинному — игрище) начиналась обычно с многофигурных групповых парных танцев («Лентей», «Кадриль»), затем шли однопарные («Краковяк», «Коробочка», «Месяц») и пляски с припевками («Русского», «Лявониха», «Цыганочка», «Страдания», «Семеновна»). Заканчивалась встреча, как правило, Полькой и Вальсом.
Эмоциональный центр, сердцевину собрания составляли сольные и парные пляски-импровизации. Наиболее экспрессивные, азартные, темпераментные, они подчас объединялись исполнителями в одно целое. Иван Иванович Ивлев соединяет несколько плясовых наигрышей в композицию (внимательно следит за танцором — какие именно движения тот делает, или сам пляшущий просит сыграть определенную, потребную ему, мелодию).
Склонность к созданию крупных форм — сюит из разных, иногда контрастных наигрышей — проявлялась и под влиянием художественной натуры исполнителя. Николай Иванович Данилов, например, соединяет два таких непохожих наигрыша, как «Падеспань» и «Во саду ли, в огороде».
Совместно с музыкантами на пластинке записаны Анна Ивановна Зверева и Евдокия Никитична Штыкова — певицы из деревни Рагозы Усвятского (соседнего с Витебщиной) района Псковской области. Гармонисты и певицы представляют единую этнографическую традицию Северо-восточного Поозерья (региона, включающего в себя Северную Белоруссию и граничащие с ней районы Псковской, Смоленской, а также Калининской областей РСФСР).
А. Ромодин, И. Ромодина
Трэкліст
Сторона 1
- Лентей — 2.47
- Краковяк — 1.00
- На реченьку — 1.00
- Коробейники — 1.25
- Коробейники — 1.25
- Польки — 3.05
- Страдания с припевками — 1.35
- «Семеновна» с припевками — 0.50
- «Барыня» с припевками — 1.20
- Барыня — 0.45
- Плясовые— 2.35
ИВАН ИВЛЕВ (деревня Бычиха Городокского района Витебской области), гармонь (1 — 4, 6, 7, 11), балалайка (5, 10), пение (7)
ВЛАДИМИР ИВЛЕВ (деревня Бычиха Городокского района Витебской области), гармонь (5, 7)
НИКОЛАЙ ДАНИЛОВ (деревня Меховое Городокского района Витебской области), гармонь (8, 9), пение (8)
АННА ЗВЕРЕВА (деревня Рагозы Усвятского района Псковской области), пение (8, 9)
ЕВДОКИЯ ШТЫКОВА (деревня Рагозы Усвятского района Псковской области), пение (8)
Сторона 2
- Барыня — 2.10
- Лявониха — 1.08
- Крыжачок — 1 .02
- Цыганочка — 2.25
- Страдания — 3.00
- Топор — 0,55
- Месяц— 1.40
- Падеспань; «Во саду ли, в огороде» — 2.05
- Яблочко — 1.07
- Полька — 1.27
- Старинный вальс — 3.05
НИКОЛАЙ ДАНИЛОВ деревня Меховое Городокского района Витебской области,гармонь, пение (4)
Звязаныя лакацыі
- Паазер’е / Падзвінне
- Беларусь
- Віцебская вобласць, Беларусь
- Гарадоцкі раён, Віцебская вобласць, Беларусь
- аг. Бычыха, Гарадоцкі раён (Бычихинский c/c), Віцебская вобласць, Беларусь
- в. Мехавое, Гарадоцкі раён (Бычихинский c/c), Віцебская вобласць, Беларусь
- Усвяцкі раён, Пскоўская вобласць, Расія
- в. Рагозы, Усвяцкі раён, Пскоўская вобласць, Расія
- Пскоўская вобласць, Расія
Каментароў — 0
Маеце пытанне ці заўвагу? Напішыце ў каментары. Звяртаем увагу, што каментары са спасылкамі і ад неаўтарызаваных аўтараў прэмадэруюцца.